?

Log in

Священный Город Священной Земли - Шри-Ланка
остров в Индийском океане

Яков Осканов posting in Шри-Ланка и окрестности.
User: sri_lanka_ru (posted by oskanov)
Date: 2014-08-28 09:09
Subject: Священный Город Священной Земли
Security: Public
Tags:Шри-Ланка, буддизм

Как быть, когда хочется объять необъятное? Как быть, если на осмотр прекрасного, великолепного, сияющего своей изумрудной зеленью, одухотворенного глубиной вековых традиций, опоённого нефритовыми водами океана, тёплого, экзотического, гостеприимного острова отводится всего-то десять жалких и скоротечных дней. Время было подобно свинье-копилке, туго набитой впечатлениями. И чтобы вытрясти их побольше, пришлось приложить все свои физические и душевные силы. Но мы выстояли и не сломались. И как следствие, вот вам мой рассказ о первом дне наших приключений. Я постараюсь тоже набить его потуже. Так что и вам желаю выстоять и не сломаться о тот массив букв, который я воздвигну ниже.





Мы прилетели на Шри-Ланку в 3:40 утра. Замечательное время прибытия. Можно быстро купить местные sim-карты, обменять валюту, и погрузится в ожидавший нас микроавтобус. А уж там доспать всё, что не доспал в полёте. Первым пунктом маршрута у нас значилась Анурадхапура, до которой было около пяти часов пути. Гид начал рассказывать нам о прелестях местной жизни, и его мелодичный речитатив погрузил весь личный состав нашей экспедиции в анабиоз, в котором мы пробыли до прибытия в отель.



Последнее что я увидел перед дрёмой - добрых жителей острова. А может они приснились мне и моему фотоаппарату.

Какой-такой, на фиг, отель, спросите вы? А как же вытрясание впечатлений из копилки Времени, спросите вы? И хотя Майкрософт Ворд и не знает слова "вытрясание", но всё же мне придётся признать сей ваш вопрос правомерным, а Майкрософт Ворд - безграмотным.

Будь я воплощением Зла на этой бренной планете, я бы, конечно, сразу отправился смотреть Анурадхапуру, невзирая на стоны и упрёки остальных членов группы. Но я, всё же, в душе добряк (только об этом - никому!), а потому дал час перерыва на размещение, душ и небольшой перекус. А пока наша маленькая и дружная компания моется и кушает, я расскажу об Анурадхапуре. Только вот внесу небольшую ремарку: "моется" и "кушает" - процессы последовательные (сначала - моется, потом - кушает), кроме того компания моется порознь, а кушает вместе. А то ещё подумаете, что вся компания моется и кушает одновременно и в одном месте. Мы не настолько дружная компания.



Домики на территории отеля.

Но вернёмся к Анурадхапуре. Для тех, кто уже не помнит из школьной программы историю Шри-Ланки (а может и вовсе не учился в шриланкийской школе), сделаю небольшое экскурс во стародавние времена.

Первые люди на острове появились примерно 125 000 лет до н.э. Это была популяция австралоидов с незначительной примесью неандертальских ген. Потомки этих людей до сих пор живут к востоку от центральной части острова, сохраняя первобытный уклад жизни. Есть альтернативная теория, согласно которой все люди на острове бы созданы на шестой день от Сотворения Мира, но этой версии мы придерживаться не будем.



А на третий день создал Бог все растения, и плюмерию (семейство Кутровые) в том числе.

Ученые считают, что сам остров отделился от Индийского субконтинента примерно 9000 лет назад. Однако узкий (местами всего сорок километров шириной) пролив не помешал индоарийцам, а затем и дравидам, перебраться на Шри-Ланку и начать вытеснять коренное население. В данный момент основной этнической группой на острове являются сингалы. История Государства Сингальского схожа с историей России, где возникновение государственности отождествляется с приходом иноземного князя. В шриланкийской истории аналогом Рюрика послужил индийский князь Виджая.



Я буду рассказывать, а мудрый ворон, если что поправит.

Отец Виджаи правил королевством Лала, что находилось на северо-востоке Индии и имел мифическое происхождение. Считалось, что он родился от принцессы и похитившего её льва. Родившегося ребёнка нарекли Сингхабага, что в переводе означает "львиные руки": похоже, часть львиных генов всё же проявилось. Когда Сингхабага вырос у него тоже родился сын, которого назвали Виджая. Нравом ребёнок пошёл в дедушку, был буйным и быстро снискал народную "любовь". Со временем совокупность жестоких поступков Виджаи привела к бунту, и окружение короля потребовало изгнать принца из Лалы. Как там это всё точно получилось никто толком не помнит, однако известно, что Виджая со свитой в семьсот человек отправился в изгнание и в скором времени причалил к берегам Шри-Ланки. А чуть позже основал там государство. Династия стала называться "Сингха", что означает "лев", намекая на мифическое происхождение царей. А люди, основавшие государство стали называться "сингхалы" (сингалы), что переводится как "львиная кровь".



А спустя 2500 лет, им удалось приручить и оседлать тук-туки.

Примечательно, что само имя "Виджая" переводится как "победа". Это говорит о том, что скорее всего, древние легенды отражают завоевательный характер индоарийцев, потеснивших коренное население. В числе коренного населения, кстати, в хрониках выступают ракшасы, якши, наги, и дэвы - сказочные расы индийских мифов. Это косвенно подтверждает, что мифы являются отголосками реальных исторических событий, которые со временем приукрашиваются и становятся красивым и таинственным вымыслом. Впрочем это не так уж и важно. В истории города, о котором пойдёт рассказ, важна другая деталь – согласно легенде, день высадки Виджаи на Шри-Ланку совпал с днём ухода Будды Шакьямуни в паринирвану.

В свите Виджаи был приближённый ему вельможа, которого звали Анурадха. Он-то и основал первое поселение сингалов на месте современной Анурадхапуры. Несколько позже город перешёл под управление военачальника с таким же именем. Кроме того, считается, что сам город основан под покровительством звезды Анурадхи, известной нашим астрономам как ню-Скорпиона. В общем, как вы понимаете, было бы свинством назвать город иначе, чем Анурадхапура, т.е. "город Анурадхи". Если считать, что Виджая прибыл на остров в день ухода Будды, то получается, что город был основан примерно в середине шестого века до н.э. И с этого момента начинается долгая и славная история Священного Города, которая длилась около полутора тысяч лет.



В священном городе медитируют даже обезьяны.

Сначала, правда, город не был столицей. Традиция указывает на то, что главным городом сингальского государства его сделал царь Пандукабхая.

Спустя примерно столетие, уже при его внуке - Деванампии Тиссе, в Шри-Ланку из Индии прибыли миссионеры короля Ашоки Великого, повелителя Империи Мауриев. Миссию возглавлял сын Ашоки, принц Махинда, а его сестра-близнец Сангхамитра привезла на остров росток дерева.

Те, кто знаком с историей буддизма, знают, что речь идёт о Шри Махабодхи. Бодхи - так называют в Индии растение фикус священный (Ficus religiosa), приставка "маха" означает "большой", "шри" - священный. Это дерево известно тем, что медитируя под ним принц Сиддхартха достиг просветления и стал Буддой. Большой Бодхи был посажен на Шри-Ланке из черенка того самого дерева, под которым на медитирующего принца снизошло озарение.

Примечательно, что родительское дерево в Индии погибло, причём не один раз, и его несколько раз возрождали из черенка дерева посаженного на Шри-Ланке. Почему я пишу "возрождали"? Потому что, с точки зрения биологии, дерево, которое выросло из черенка и родительское дерево - по сути одно и тоже дерево, а не его потомок. Также Махабодхи считается старейшим из живущих деревьев, посаженных человеком.



Один из пасынков Махабодхи во дворе храма.

Тут я возвращаюсь к рассказу об Анурадхапуре. Теперь, немного придя в себя мы начали присматриваться к окружающему нас миру. Я был в Камбодже и Таиланде, и ожидал увидеть нечто подобное. Но увидел иное. Природа Шри-Ланки в целом выглядит гораздо экзотичнее и пышнее. И хотя кое-что общее, конечно, имеется, но всё равно - отличия видны даже неспециалисту.



Старая знакомая - теветия олеандролистная.

Вокруг всё цвело и пахло. Животные и птицы, совсем непуганые носились по ветвям, кустам, земле. Настоящий рай для фотографов природы.



Пальмовая белка, которую часто из-за полос называют бурундуком.

Как можно догадаться, первый пункт нашей экскурсии был тоже посвящён Махабодхи - главной достопримечательности Анурадхапуры. И хотя европейцы могут поспорить, что есть и другие, гораздо более интересные объекты, но для самих ланкийцев гигантский древний фикус является самым значимым местом в священном городе.

К самому дереву доступ закрыт стеной - дабы уберечь его от ярых паломников, самыми ярыми из которых являются слоны. Махабодхи стоит за стенами храма, а его могучие ветви укреплены позолоченными подпорками. Для верующих, пришедших поклониться святыне, доступны деревья помладше, выращенные из черенков древнего родителя.



Тот самый фикус. Внутрь не пускают. Наверное, мы похожи на слонов.

Доступ на территорию храма как всегда - босиком и без головных уборов. На территории можно увидеть туристов, но основная масса посетителей всё же верующие, пришедшие помолиться. Для буддистов всего мира Махабодхи является такой же реликвией, какой, например, являются для христиан оливы Гефсиманского сада.



Паломники за молитвой.

Следующие достопримечательности, которые мы посетили, являются вещественным свидетельством того, как развивался буддизм в Шри-Ланке и того, как обычно это происходит во всех религиях, как религиозные лидеры боролись за власть в умах людей и сердцах царей.

Первый буддийский монастырь был основан при короле Деванампии Тиссе, о котором я уже упоминал. Монастырь назывался Махавихара, что можно условно перевести как "Великий Храм". Сангха, монашеская община, жившая там, проповедовала буддизм тхеравады. Это самая древняя из сохранившихся на сегодняшний день ветвей буддизма. Что-то вроде православия у христиан.

Другим интересным монастырём, сыгравшем большое значение в развитии буддизма был монастырь Абхаягири (Абаягири) Вихара. Его основанию способствовала череда непростых исторических событий, произошедших в начале I века до н.э. За пятнадцать лет до его основания королевская власть пошатнулась: правящий король Ваттагамани Абхая (если не ошибаюсь "абхая" переводится как "бесстрашный") столкнулся с двойной угрозой. Из Индии на север острова вторглась армия тамильских захватчиков. Одновременно с этим один из иерархов сословья брахманов, юный Тийя, поддерживаемый частью местной аристократии собрал войска и поднял мятеж. Его целью было прекращение влияние буддистов на королевскую власть и восстановление господства брахманов.

Король, будучи неплохим дипломатом, понимал, что у него не хватит сил справится с двумя соперниками, а потому решил стравить войска своих противников. Для этого он пообещал Тийе, что откажется от трона, если тому удастся прогнать из страны тамилов. Тийя со своим войском выступил в поход и вскоре потерпел поражение. Тамилы подступили к Анурадхапуре и взяли город. Сил короля не хватило даже для того, чтобы сопротивляться ослабленным первой битвой войскам захватчиков. Абхае пришлось бежать. Отступая от города в сторону леса, он слышал, как враги осыпают его насмешками, стоя на городской стене. Тогда он и поклялся, что если вернёт себе столицу, то на месте, где стояли враги, воздвигнет монастырь.

Через четырнадцать лет он пришёл с большим войском, собранным за долгие годы изгнания, и отбил столицу. И тут же заложил монастырь, который был назван в честь короля - Абхаягири, что можно перевести как "холм Абхаи" (или "холм Бесстрашия"?), в честь холма, где король победил в битве и вернул себе власть.



Лунный камень - традиционная нижняя ступень храма, украшенная буддийской символикой.

Там же заложили ступу Абхаягири Дагоба, которая на момент возведения была крупнейшей ступой и третьим по высоте сооружением в мире, уступая лишь пирамидам Хеопса и Хефрена.



Сейчас дагобу уже расчистили от земли и деревьев. Относительно недавно это был просто холм.

Сам монастырь очень примечателен тем, что стал домом группы монахов, изгнанных из Махавихары за ересь и нарушение монастырского устава общины - винайи. Таким образом этот монастырь послужил домом первого религиозного раскола на Шри-Ланке. Монахи жившие в обители практиковали, наряду с тхеравадой, и махаяну - новое и более свободное толкование буддизма. А также ряд тантрических практик, таких как ваджраяна. При монастыре имелась огромная библиотека и собственное образовательное учреждение. В следующие века община Абхаягири Вихары оказывала значительное влияние на буддизм всего региона, имея тесные контакты с общинами в Индии, Китае и Индонезии.



Вамана - одна из аватар Вишну. Отличный образец раннего сингальского искусства.

Лишь десять веков спустя, в результате захватнических войн проводившихся южно-индийским королевством Чола, сингальские правители вынуждены были перенести столицу южнее и восточнее. Анурадхапура была оставлена, а вместе с ней и монастырь, который так и простоял заброшенным до 19 века н.э., пока его не нашли археологи.



Пруды-близнецы, служившие купальней монахам - ещё одна удивительная находка.

Ещё один монастырь проповедовавший доктрину близкую общине Абхаягири был монастырь Джетавана, основанный легендарным королём Махасеной, в третьем веке нашей эры. На момент своего появления обитель стала третьим центром духовной власти Шри-Ланки. Монахи Джетаваны также поддерживали доктрину буддизма махаяны, а потому конфликтовали с общиной Махавихары, и были в союзе с монахами Абхаягири. Как следствие это привело к тому, что община Махавихары стала бойкотировать все религиозные праздники, а король, поддерживавший буддизм махаяны, издал указ о штрафе, который накладывался на любого, кто посещал ортодоксальную общину тхеравады. Впрочем, главенство монахов Махавихары было в последствии восстановлено, после их победы в публичных дебатах с монахами обителей Абхаягири и Джетаваны.



Шпиль дагобы Джетавана

Ах, если бы Будда знал, сколько мышиной возни будет вокруг его учения, и какие циклопические сооружение будут построены во славу этой возни. Интересно, усмехнулся бы он, осерчал, или остался бы беспристрастным, как ему и полагается быть? Мы не знаем. Остаётся только гадать, глядя на ступу древнего монастыря.



Беспристрастный Будда погружённый в состояние "самадхи" не замечает людской возни. (статуя из Абхаягири)

Дагоба Джетевана - самая большая из ступ Шри-Ланки, да и вообще во всём мире. На момент завершения строительства её высота составляла 121 м. Таким образом, она превзошла в размерах ступу Абхаягири, но так и не превзошла две наибольшие пирамиды в Гизе. Став опять же, третьим по величине сооружением в мире, на момент своего создания. На создание ступы ушло около четверти века и порядка 93 миллионов кирпичей. В основании ступы, если верить легенде, хранится фрагмент кушака самого Будды Шакьямуни.

Следующей точкой нашей экскурсии была дагоба Руванвелисейя. Из трёх великих ступ (Джетавана дагоба, Абхаягири дагоба и Руванвелисейя дагоба) - эта самая маленькая, но зато самая древняя и самая сохранившаяся. Её построил легендарный король Дуттхагамани. На самом деле именем является Гамани, а целиком это можно перевести, как "непокорный Гамани". Его ещё называли Гамани Абхая, т.е. Гамани Бесстрашный. Такой же титул, возьмёт себе спустя чуть больше полвека и основатель монастыря Абхаягири - Ваттагамани. Об этом я уже упоминал.



Вид белой ступы устремлённый вверх невольно заставляет подумать о Боге.

Высота ступы в настоящее время около чуть более пятидесяти метров. Восьмиметровое навершие украшает гигантский кристалл кварца, подаренный буддистами Бирмы. Об основании данной ступы написана целая хроника, но я думаю, что будет интересным упоминание того, что стройку начали во время майского полнолуния, именуемого Весак - времени, когда Будда родился, когда прозрел и когда покинул сей бренный мир.



Девочки фоткаются с реквизитом факира. Заклинатели змей часто устраивают посиделки неподалёку от достопримечательностей.

Каждая великая ступа должна иметь в своём основании частичку Будды, или другую реликвию, над которой, собственно, ступа и воздвигается. Кто-то из гидов сказал, что под Руванвелисейя хранится чаша для подаяний Будды. Очень я однако сомневаюсь. Чаша для подаяний, как символ буддизма, относится к легенде о том, как принц Сиддхартха достиг просветления. Когда, измождённый из-за аскетичной жизни принц сел медитировать под деревом Бодхи, к нему подошла селянка, которая, приняла Сиддхартху за древесного духа. Она принесла ему подношение в виде риса на золотой чаше. Рис будущий Будда съел (разделив порцию на 49 частей, по числу дней, которые ему понадобились для просветления), а чашу выкинул в реку, т.к. золото его не интересовало, а риса в ней больше не было.

Этот поступок Будды приводят в пример того, что нужно отказываться от чувства алчности и вообще от материальных ценностей. Вот как появился в буддизме подобный символ. Так что, сильно я сомневаюсь, что та самая чаша, которую Будда выкинул в реку, таки доплыла до берегов благословенного Шри-Ланки.



Ещё один вид ступы.

Примечательно, что мои попытки разобраться в этимологии названия привели меня к следующим объяснениям гида. Руванвели - это имя местной богини, которая препятствовала возведению ступы. Приставка "-сейя" более-менее близко по значению со словом "крематорий", гид затруднился объяснить точнее, но я подозреваю, что это может быть "жертвенник", где сжигали подношения?

Якобы царь пообещал богине, что если она не будет препятствовать возведению ступы, то он назовёт ступу в честь неё. Так это или нет, я не уверен. А сингальским языком, увы, не владею.

На осмотре Руванвелисейи наш экскурсионный день закончился и мы отправились обратно в отель. Отмечать приезд, делиться впечатлениями, и отдыхать. На второй день были грандиозные планы - посещение второй столицы Шри-Ланки - Полоннарувы, а также небольшое сафари в национальном парке Каудулла.



Напоследок я оглянулся и сделал кадр на память.


Другие очерки о Шри-Ланке:
Короткий обзор большого приключения

Post A Comment | Поделиться | Ссылка






browse
my journal
Август 2015